Аналитический обзор номенклатуры ПВО Украины

Created with Sketch.

Аналитический обзор номенклатуры ПВО Украины

Противовоздушная оборона (ПВО) Украины на начало СВО была представлена советскими системам, которых по официальным данным было всего 250 установок С-300 различных модификаций и 72 установки Бук-М1, некоторого количества не модернизированных ЗРК «ТОР» и ЗРК «Оса». Конечно, это недостаточная номенклатура и численность для надежной защиты неба, но, как известно, частичная компенсация такого недостатка подоспела от коллективного Запада, который и раскачал ситуацию на Украине до вооруженного конфликта.

Из открытых официальных источников известно, что с февраля по апрель 2022 года на Украину было поставлено более 2200 единиц переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». Для лучшего понимания объемов сравните с всего 600 единицами, поставленными за 10 лет войны в Афганистане.

Несмотря на западную помощь, ВКС РФ вполне эффективно справлялись со стационарными объектами ПВО Украины. Так, по данным британского аналитического центра, занимающегося передовыми исследованиями в области обороны и безопасности – Королевского института объединенных служб (RUSI):

«Су-34 регулярно запускали противорадиолокационные ракеты, такие как Х-29 и Х-59, по неподвижным целям, а истребители Су-30СМ и Су-35С регулярно запускали противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-58 для подавления украинские радаров ЗРК».

Однако, исходя из проводимой союзными силами первоначальной тактики СВО до октября текущего года первоочередными задачами ПВО Украины было прикрытие войсковых колонн и недопущение разгрома их с воздуха. Основные силы ПВО ВФУ были стянуты в зону активных боевых действий.

8 октября Украина открыла очередной «ящик Пандоры» новых «правил войны», подорвав стратегический объект – Крымский мост.

В этот же день был назначен новый Командующий российской группировкой войск в зоне проведения СВО генерал армии Сергей Суровикин и Москва оперативно отреагировала на террористический акт, принципиально изменив тактику военной операции.

Суровикин С.В. 

С 10 октября ВС РФ интенсифицировали применение высокоточного оружия и ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по объектам энергетической инфраструктуры Украины и стратегическим военным объектам.

В новых условиях ВФУ попытались создать так называемую объектовую защиту в областях на предполагаемых маршрутах полета крылатых ракет, ударных БПЛА и иного высокоточного и высокоскоростного оружия. Однако этот вызов сделал еще более очевидной критическую нехватку номенклатуры и количества ЗРК у системы ПВО ВФУ для прикрытия важных локаций по всей территории сраны.

В итоге ВФУ были вынуждены в качестве компенсации, например, для борьбы с Российскими беспилотниками применять оставшуюся авиацию. В этой неравной борьбе произошел первый в истории случай победы беспилотного летательного аппарата над пилотируемым: 13 октября текущего года украинский истребитель Миг-29 разбился при попытке сбить БПЛА «Герань-2» под Винницей.

Предпринятые меры не смогли решить проблемные вопросы системы ПВО ВФУ и, конечно, же официальный Киев возобновил традиционное вымогательство вооружения у союзников.

В The Washington Post представитель командования ПВО ВФУ признав неэффективность стоящих у них на вооружении ЗРК и стремительно исчезающий арсенал зенитных ракет к ним, заявил, что необходимо срочно заменить старые системы и единственное спасение – это поставки Украине современных систем ПВО западных образцов, таких как NASAMS или немецких систем IRIS-T.

11 октября немецкий журнал DerSpiegel, сообщает, что Германия передает первую из четырех обещанных новейших систем ПВО IRIS-T. Что представляет собой эта система ПВО?

IRIS-T SLM (англ. Infra Red Imaging System Tail/Thrust Vector-Controlled– это новейший немецкий зенитно-ракетный комплекс средней дальности, созданный компанией Diehl Defence. По оценкам экспертов, это вооружение по своим возможностям представляет собой нечто среднее между известными российскими комплексами «Бук-М3» и «ТОР».

Однако по некоторым параметрам IRIS-T превосходит российские аналоги. В частности, комплекс обладает более мощной системой обнаружения целей: радар комплекса может обнаруживать и сопровождать все типы аэродинамических целей: обычные и малозаметные самолеты, низколетящие крылатые ракеты. В то же время, в этой характеристике он уступает российским ЗРПК «Панцирь».

Стандартная комплектация системы IRIS-T включает командный пункт, многофункциональную РЛС обнаружения и сопровождения целей, а также пусковые установки с зенитными ракетами.

Ракета IRIS-T оснащена охлаждаемой инфракрасной головкой самонаведения TELL, прикрытой прозрачным обтекателем, по конфигурации имеет неподвижные дестабилизаторы, четыре крыла и рули высоты с собственным электроприводом.

Несмотря на свои преимущества ракеты IRIS-T имеют и недостаток – они менее эффективны в отношении маловысотных маневрирующих целей, например, ударных БПЛА: ввиду неустойчивого захвата и сопровождения такой цели, могут возникать так называемые «срывы», когда ракета теряет цель. Российские ракеты таких недостатков не имеют.

Как отмечают некоторые специалисты, российская авиация при использовании тепловых ловушек и радиопомех сможет уходить от ударов IRIS-T SLM на малой высоте.

Считается, что комплекс будет эффективен против российских ракет «Калибр-НК» и «Х-101». В то же время, можно констатировать сомнительную эффективность IRIS-T SLM для уничтожения вертолетов, штурмовиков, бомбардировщиков ВКС РФ.

Например, некоторые модели авиации ВКС России оснащены комплексом индивидуальной защиты «Витебск», который способен обнаружить зенитную управляемую ракету и подавить ее, выпуская мощный лазерный луч прямо в оптическую инфракрасную/тепловую головку самонаведения ракеты.

Еще один анонсированный комплекс ПВО средней дальности – MIM-23 Hawk американской корпорации Raytheon Technologies, который нельзя считать новейшим: технологически он уступает немецкому. Например, в отличие от IRIS-T, американский «Хоук» оснащен ракетами с активными радиолокационными головками самонаведения.

MIM-23 Hawk, Hawk («Хоук», англ. MIM-23 HAWK, Mobile Interceptor Missile -мобильная ракета-перехватчик) – зенитный ракетный комплекс средней дальности, в состав которого входят командный пункт AN/TSW-8, пост управления огневого взвода AN/MSW-11, РЛС обнаружения воздушных целей AN/MPQ-50, РЛС целеуказания AN/MPQ-48, РЛС подсветки целей AN/MPQ-46, радиодальномер AN/MPQ-51, пусковые установки M192 с тремя зенитными управляемыми ракетами каждая MIM-23B.

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) комплекса «Hawk» имеет цилиндрический корпус и четыре длиннохордовых, усеченных, дельтавидных крыла, которые идут примерно от середины корпуса до хвоста слегка конической формы. Каждое крыло имеет управляемую плоскость на задней кромке.

По мнению военных экспертов, этот комплекс определенно может решать локальные задачи по противовоздушной обороне, однако российские ракеты «Искандер», Х-55/555, Х-101 обладают способностью обходить перехватчики и доходить до цели.

7 ноября глава Минобороны Украины сообщил, что в Украину прибыли ЗРК NASAMS и Aspide.

NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System) – передвижной норвежский зенитный ракетный комплекс (ЗРК), система ПВО малого-среднего радиуса действия. Комплекс предназначен для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах, а также с крылатыми ракетами. По техническим возможностям комплекс сопоставим с российскими «Бук-2», «Бук-3», С-350.

NASAMS включает в себя несколько средств разного назначения, объединенных кабельной и радиосвязью. Батарея состоит из командного пункта на двух автомобильных шасси, машины с оптико-электронной станцией, 6–8 радиолокаторов на прицепах и 9–12 пусковых установок.

Основное средство обзора и поиска целей – радиолокационная станция (РЛС) американской разработки. Локатор сопровождает крупные летательные аппараты на дистанциях до 120 километров и высотах до 12 километров. Данные от РЛС обрабатывает командный пункт. Он также распределяет цели и управляет огневыми средствами.

Серийный комплекс NASAMS использует ракету AIM-120 AMRAAM американской разработки. Она переделана под наземный запуск, оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения и несет осколочно-фугасную боевую часть.

Комплекс имеет ряд недостатков: нуждается в сложных и длительных расчетах, предназначен для работы в эшелонированной системе ПВО, то есть, работая в одиночестве, без соответствующей поддержки, NASAMS становится уязвимым для обнаружения и уничтожения.

Данный ЗРК представляет опасность для российских самолетов и вертолетов, поскольку прикрывает довольно большие участки местности, однако взять под контроль все воздушное пространство Украины он не способен. Также необходимо учитывать, что у ВС РФ достаточно возможностей обнаружения и уничтожения подобных ЗРК.

Aspide итальянский сухопутный ЗРК малой дальности для противовоздушной обороны ограниченных районов или объектов. Комплекс может применяться против самолетов, вертолетов, а также летательных аппаратов, включая ракеты класса «воздух-земля».

Конструкция ЗУР Aspide базируется на американской RIM-7E Sea Sparrow и оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, требующей подсвета цели с носителя.

Количество поставленных систем (одна батарея с четырьмя пусковыми установками и ракетами малой дальности) не сможет прикрыть сколь-нибудь крупный район с достаточной эффективностью. Также необходима интеграция с другими компонентами системы ПВО ВФУ.

 

Перед тем как подвести итоги обозначим и преимущество системы ПВО Украины. В рамках программы по обмену данными о воздушной обстановке с февраля 2022 года НАТО передает Украине информацию о состоянии неба над Украиной. Для этого используется инфраструктура стран НАТО, а также летающие радары AWACS и беспилотные разведывательные аппараты RQ-4 Global Hawk.

Такое техническое преимущество позволяет украинским наземным системам ПВО соблюдать режим радиомолчания, включаясь лишь на момент конкретной угрозы, после чего осуществляется оперативная смена позиции, что, конечно же, ощутимо снижает возможности ВС РФ осуществить эффективное уничтожение объектов ПВО Украины.

А теперь подведем итоги. Несмотря на то, что страны НАТО активно насыщают вооруженные формирования Украины значительным количеством современных ПЗРК и мобильных ЗРК малой дальности, эти инструменты ПВО не способны в полной мере обеспечить защиту стратегически важных объектов от ударов баллистическими, оперативно-тактическими, крылатыми ракетами, а также от атак бомбардировщиков, действующих на средних и больших высотах. Для надежного перехвата таких целей необходимы ЗРК со средней дальностью стрельбы до 100 километров и имеющие собственные радиолокационные средства обнаружения.

Обещанные объемы поставок систем ПВО средней дальности исчисляются единицами. Соответственно ожидать существенного изменения в эффективности системы ПВО Украины при таком количестве не стоитАнонсированные поставки направлены на поддержание действующей системы ПВО ВФУ, а не формирования качественно новой и эффективной.

Это же подтверждает вышеупомянутый британский аналитический центр: «в краткосрочной перспективе Украине срочно требуются поставки большого количества дополнительных ПЗРК для мобильных и стационарных групп ПВО, а также как можно больше современных зенитных стрелковых установок».

Конечно, учитывая обозначенное выше преимущество украинской системы ПВО, позволяющее обеспечивать относительную сохранность ЗРК, ВФУ смогут закрыть ключевые объекты (АЭС, ГЭС, полигонов, арсеналов, штабов управления) от атак российских БПЛА и крылатых ракет. Однако военное командование и номенклатура средств ВС РФ способны выявить слабые места и в такой системе.